Топонимика малой родины

Топонимика малой родины
 
Это исследовательский проект, выполненный учащимися Алтынбаевой Гузель и Иксановой Алиной под руководством учителя истории Алтынбаевой Рузалии Наиловны. Проект был удостоен призовых мест на районном. окружном и областном конференциях по краеведению.
 
Введение
Село Новое Мансуркино расположено в одном из красивейших мест Самарской губернии. Село расположено в муниципальном районе Похвистневский Самарской области. Сельское поселение занимает не очень выгодное экономическо-географическое положение, потому что оно расположено на самой северной границе Похвистневского района, в 55 км. от города Похвистнево. Поселение граничит с 4 поселениями нашего района (Кротково, Ст. Аманак, Сосновка и Ст. Мансуркино), и с соседним районом Исаклинским села (Ново-Ганькино, Матак, М. Микушкино, Мордва- Ишуткино). Окружает село зелёные леса. С другой стороны протекает речка, много полян и лугов. Обилие родников радует своей живительной прохладой жителей и приезжих. Главной достопримечательностью остаются пруды. Наше село большое, в нем 462 двора, проживает 1183 человек. Новое Мансуркино - моя малая родина.
 
История возникновения села Новое Мансуркино
« Складывание относительно устойчивых, оседлых тюркских поселений на землях Самарской области можно отнести к периоду XYI – середины XIX вв. Движение в этом направлении было результатом вольной колонизации и «испомещения» служивых татар». [2,112] Изучив много источников ( материалы Похвистневского краеведческого музея, публикации в газете «Похвистневский вестник» (Приложение№3), записи краеведа Ендураева и местных жителей села Гарифуллиной Разии Сарымовны, Гарифуллина Сайделя Васича и Зайнельбашарова Гакифа Самиговича), мы пришли к выводу, что наше село было основано в 1774 году. Татарин Мансур из Казанской губернии бежал от своего жестокого хозяина в Среднее Поволжье. Обосновался он среди лесов и красивейших полян. Недолго он был одиноким. Крестьяне из других районов уходили вглубь страны и присоединялись к Мансуру и обосновали село Старо – Мансуркино[1,2]. Татары, крещёные и некрещёные, находились вместе в одной деревне с чувашами и мордвой. Но чтобы избавиться от обращения в христианскую веру и с целью перехода к мусульманской вере - ислам, большинство татар выделилось в другую деревню. Часть православных крещёных татар осталась с мордвой в Старо- Мансуркино. Мордва, которая не желала выполнять обряды православной церкви, и предпочитала язычество выделилась вместе с татарами в Новое Мансуркино. 234 года прошло с этих времен. Как жило мое село за эти 234 года? Уходят века, но память о них остается в топонимах. Мы задались целью узнать, что могут рассказать нам местные топонимы о жизни наших предков - о тех, кто осваивал землю, на которой мы живём.
Глава 1.
1.1. Понятие «Топонимика»
Топонимика (от греч. tоpos — место и оnyma — имя, название), составная часть ономастики, изучающая географические названия (топонимы), их значение, структуру, происхождение и ареал распространения. Совокупность топонимов на какой-либо территории составляет её топонимию.[8,220] . Свои имена имеют и очень мелкие объекты: леса, луга, поля, болота, изгибы и затоны рек, овраги, холмы и ямы, части сёл и деревень. Такие названия, как правило, не зафиксированы в географических справочниках и редко встречаются в письменных документах, их хорошо знают лишь местные жители. В каждом селе можно записать, обычно, десятки таких названий. Изучение названий мелких объектов является предметом микротопонимики – особого раздела топонимики, делающей пока первые шаги[9,21] Микротопонимия включает названия небольших географических объектов. Топонимика развивается в тесном взаимодействии с географией, историей, этнографией. Топонимика помогает восстановить черты исторического прошлого народов, определить границы их расселения, очертить области былого распространения языков, географию культурных и экономических центров, торговых путей и т.п. [3,53] Среди топонимов выделяются различные классы, такие как: Ойконимы — названия населённых мест (от греч. oikos — жилище, обиталище). Гидронимы — названия рек (от греч. hydros — вода). Оронимы — названия гор (от греч. oros — гора). Годонимы — названия улиц (от греч. hodos — путь, дорога, улица, русло). Агоронимы — названия площадей (от греч. agora — площадь). Дромонимы — названия путей сообщения (от греч. dromos — бег. движение, путь). Макротопонимы — названия больших незаселённых объектов (от греч. makros — большой). Микротопонимы — названия небольших незаселённых объектов (от греч. mikros — малый). Антропонимы - названия географических объектов, произведённых от личного имени (от греч. antropos – человек Дримонимы – названия лесов.
1.2. Расселение татар.
В ХV веке в основном Самарский край был полупустым. Самарский край в эпоху Казанского ханства оказался как бы разделённым на две части. Самарская Лука и северные районы Левобережья находились под властью Казани; центральные и южные территории степного Заволжья вошли в состав Ногайской Орды. Наш край являлся окраиной периферийной территорией этих государственных образований и не имел постоянного оседлого населения.[11,83]Ногаи приходили в Самарскую степь только на летние пастбища. Ногайская орда просуществовала до XVI века. Присоединение Казанского ханства к Русскому государству привело к крупным миграциям татар. Резкое увеличение численности татар (почти на 28 тыс. чел.), наблюдавшееся между 1725 и 1747 г., привело к тому, что татарский компонент в составе тептярей стал господствующим. В ХVI веке происходило формирование отдельных групп татар — ср. Поволжья и Приуралья (Казанские татары и мишары)[13,5]. В середине ХVII в. началось освоение Самарского края. Массовое заселение Самарского края было связано со строительством в 30-е гг. ХVIII в. Ново -- Закамской и Самарской (Оренбургской) оборонительных линий. В 1734 г. в Самаре была создана Оренбургская экспедиция с административной задачей присоединения земель вдоль линии и налаживания отношений, с народами, входящими в состав России. В результате местность к северу от р. Самары, по рекам Кинель, Сок и Кондурча стала быстро заселяться .[11,93] Татары, в рассматриваемые районы начали переселяться относительно поздно - не ранее 30-40-х гг. ХVIII в. Причем, значительная часть мигрантов, а в Оренбуржье даже преобладающая доля, была так или иначе связана с правительственной колонизацией, в западных частях Бугульминского, Бугурусланского и Бузулукского уездов к моменту заселения их татарами, имелось более раннее тюркское население. А там, где такое население было (например, башкиры в Оренбуржье), оно обладало существенными культурно-бытовыми особенностями. Смещение казанских татар с мишарями, а также их чересполосное расселение, привели к выработке новых этнокультурных параметров камышлинский говор, распространенный на территории Бугурусланского и Бузулукского уездов Самарской губ, выделявшийся как особый говор в составе среднего диалекта татарского языка, имел и определенные особенности, присущие западному диалекту. Татарскому населению было присуще деление на множество сословных групп. Кроме традиционного подразделения на «ясашных» и «служилых», татарское население юго-восточных районов делилось на «мещан», «купцов», «казаков», «тептярей», «тархан», «башкир», «мещеряков», «нагайбаков».[5]
Татары – весьма многочисленный народ. По данным Переписи населения, проведенному в 2002 году, на территории Российской Федерации проживает 5 миллионов 554,6 тысяч человек, что составляет примерно 3,83 % всего населения страны. [7] Общая численность татар на земле составляет больше семи миллионов человек. На территории России татар насчитывается больше пяти с половиной миллионов человек. В Татарстане проживает почти два миллиона татар, все остальные представители данной народности рассредоточены по стране. Количество татар, проживающих в Самарской области – 127 931 ч.
Глава2.
1. Методы исследования. В исследовательской работе были использованы следующие методы исследования. 1. Анализ документов и материалов Интернет-ресурсов. 2. Моделирование-метод познания, состоящих в создании и исследовании моделей. 3. Опрос–метод сбора первичной информации посредством обращения к определённой группе - письменный опрос (анкетирование), устные опросы (интервьюирование). Анкетный опрос проводился с учениками школы, жителями села. Опрос показал, что 50 %населения не знают топонимы села, это в основном молодёжь села и ученики школы. (Приложение №9) · Ветераном педагогического труда Гарифуллиной Разыёй Сарымовной, бывшей учительницей истории, была предоставлена информация о создании села Новое Мансуркино. Она занималась историей села много лет. Была организована встреча с ней в мае месяце. · Также в сентябре месяце Атынбаева Г.М. и Иксанова А.И. встретились с пенсионером, участником Великой Отечественной войны Гарифуллиным С.М.. Он предоставил информацию о селе, которую собрал сам. Мы изучили эти источники. · Несколько раз посетили библиотеку .Библиотекарь Газеева Ф.Ш.предоставила альбом об истории села · Взяли интервью у главы поселения Газеева И.М. . Ирек Миргазыянович предоставил план села. · Сходили к мулле Шияпову И.Х. в октябре месяце, проживающему по улице Ленина. Он рассказал нам о происхождении некоторых топонимов ,об истории строительства мечетей, о проведении религиозных праздников. · Сходили к Мусиной Насиме Фардиевне и выяснили значение топонимов « Сепен очы, Мукшы очы». Также мы узнали о том, что в нашем селе проживали мордва. Участие в исследовательской работе, встречи с интересными людьми помогли нам узнать историю родного края.
2. Топонимика села Новое Мансуркино. Годонимы (названия улиц)
Начнем с названия села. Как оно возникло? В старину люди давали названия городам и селам в честь их основателей (Приложение №1) Мансур первым поселился на месте будущей деревни.
Сначала село было небольшим. Вокруг шумел лес. После переселения Мансура на новое место в Старо - Мансуркино осталась татарская улица( Курмыш ), на которой жили несколько татарских семей. А в Новом Мансуркино мордовская улица (Мукшы очы). Эти названия до сих пор сохранились. Так как все переселенцы были беглыми, им приходилось скрываться от преследования властей. Поэтому на первых порах они ютились в башкирских станах, в землянках, где до этого скрывались отряды Степана Разина и Салавата Юлаева. Татары называли это место Иске йорт (старые дворы). После подавления Пугачёвщины в этих местах скрывались сторонники Пугачёва. С объявлением царским правительством амнистии пугачёвцам, башкиры- пугачёвцы, ушли в свои родные места.
Когда в Новое Мансуркино поселились татары, чуваши, мордва село стали называть Салмоедовка. Здесь насчитывалось 32 двора. Когда чуваши переселились в Матак, а мордва в Ильинкино название стало татарским: Новое Мансуркино.
Стали появляться новые улицы. Жители села корчевали лес, сеяли рожь, овёс и ячмень. Зерно продавали татарину Абдулле на винный завод, потому соседнее с селом Новое Мансуркино село называется по его имени и занятию: Абдул-завод. Между Абдул- заводом и нашим селом было много родников , ключей, болот. Постепенно жители занимали новые поляны, которые получили названия по местонахождению улиц: Зур урам (Главная улица) и Арт урам (Нижняя улица) .В 1924 году нашем селе было всего 2 улицы (ныне ул. Ленина, которая раньше называлась Иске йорт, и на этой улице находилась школа.), 120 дворов, 4 мечети.(Приложение №2).[10,217] Деление улиц по местоположению естественно. В настоящее время улицы городов и сел получают названия в основном по четырем принципам: по именам (фамилиям) выдающихся людей, по объектам, расположенным на улице или поблизости от нее, по внешним особенностям и по историческому прошлому. А как, в связи с чем называли свои улицы наши предки? Мы обнаружили, что эти принципы мало чем отличаются от современных. Деревня названа именем её основателя, улицы – по местоположению и по имени некоторых особенных жителей села.

В 19 веке жила бедная старушка, она просила милостыню. Её звали Фатыйма, по прозвищу Сепен. Ею пугали всех детей. И поэтому жители села между собой эту улицу называют Сепен очы. Сейчас эта улица является частью улицы Школьная. Разрастаться улица стала в 1922-1923 годах после Гражданской войны. После возвращения с войны молодым людям в селе давали новые участки на этой улице. Одно название улицы дано по месторасположению всем известного объекта:
Мечеть была построена в 1895 году.(Приложение №4) В 1922 году Зур урамда (на Главной улице) открыли вместо мечети медресе и начальную школу. В 1935 году по решению собрания колхозников мечети закрылись, осталось только одна. В 1935 году вместо мечети на Школьной улице открылась семилетняя школа. Поэтому улицу, где расположена школа, стали называть Шкул урамы (Школьная улица). В1996г. в нашем селе открылась новая мечеть. Она расположена на пригорке. Строительство велось на пожертвования граждан села, района, области. (Приложение №4). В1957г. стала застраиваться новая улица. В то время эта улица получила название Целина. В 1954 году началось освоение целинных земель. Поэтому застраивающуюся улицу стали называть Целинная.
Одно название улицы определяет близость к саду. В мордовском конце деревни было очень много садов, поэтому эта улица получила название Садовая.
Близость к колхозным полям - Полевая. Эта улица появилась в 1952 году. С 1967г. улицы носят новые официальные названия: Зур урам (Главная улица)-им. Ленина
Школ урамы (Школьная улица) - Школьная
Мукшы очы (Мордовская улица) (Садовая улица)
(Целинная) — Комсомольская,
Сепен очы — Часть ул.Школьная
Гидронимы
Река в жизни наших предков играла важную роль. Поэтому они старались селиться рядом с рекой. По селу протекает речка Верхний Аманак, на которой были построены 3-4 водяные мельницы. (Приложение№5)
Значение слова в "словаре народных географических терминов” Э.М.Мурзаева [6,10]указывает монгольский географический термин ам <<падь, ущелье, долина.>> и бурятский термин аман «устье реки падь. Вполне вероятно связь с этими терминами и рассматриваемого названия.
Сабантуй куле (Озеро Сабантуй) — Озеро расположено около села. (Приложение №5) Название связано с тем, что на этом месте проводился праздник первой борозды. Это место очень красивое, рядом расположен лес.
Около села протекает речка Миколай. Она названа в честь местного жителя Миколы, который жил в XVIII в, когда жила в нашем селе мордва.
Шланнык куле (Пруд Шланнык). Он протекает по другой стороне села. По словам сторожил, это название пошло от болотистой местности ) -название пруда появилось в XVIII в.
Названия родников
В прошлом, в районе села Ново- Мансуркино, по словам краеведа Ендураева, было 78 родников и ключей. [4]Сейчас жители села пользуются только несколькими из них. Эти родники имеют живительную силу. Названия родников возникли
1. От имени людей, которые жили поблизости к этому роднику. Например, Таджикай бабай чишмасе (родник дедушки Таджикая) и Адек чишмасе ( родник Адика), и Мирмук бабай чишмасе (родник дедушки Мирмука), а также Тубал чишмасе (родник Тубала)
2. От состава грунта: Ком чишмасе(Приложение №6) (родник, который выходит из песка).
З. От места проведения религиозных праздников. Например, Корбан- кизлавы чишмасе (Приложение №6)(Когда не было дождей, муллы приносили в жертвоприношение барана, чтобы пошёл дождь. В этом празднике принимали участие все жители села, особенно дети).
Оронимы и дромонимы Названия оврагов .
Село расположено в местности, где много оврагов. Овраги, расположенные в селе, не очень большие. А овраги вокруг села большие и глубокие.
1.За селом, в лесу есть глубокая канава. Говорят, что эта канава была вырыта во время Гражданской войны. Это были окопы, которые остались после сражения белочехов. Через наши леса и соседние сёла Сосновка и Ново-Ганькино гнали белочехов отряды красногвардейцев во главе М.ВФрунзе, Г.Д. Гай и конный отряд Чапаева. В селе Сосновка и Ново-Ганькино есть памятники воинам, погибшим в годы Гражданской войны.
2. Гарифулла чокыры (овраг) на границе со Ст. Мансуркино на месте смерти Гайнуллина Гарифуллы ( Этот тракторист перевернулся на тракторе в 1960 году и погиб).(Приложение №7) Название возвышенностей, дороги
Основатель села Мансур (по словам сторожил) был связан с ворами, которые переправляли ворованный скот и лошадей по Сыртовой (Воровской дороге)(Приложение №8), которая проходила в З километрах от села Новое Мансуркино. 1. Возвышенность, площадью в 1,5 га. в середине села (называется Камка тау) (Приложение №7) была перевалочным пунктом воров. В 50-е гг.ХХ века молодёжь на Камка тау проводила вечера и игры
2. История названия возвышенности Париле тау (гора Нечистой силы).
Около села Ст. Мансуркино был посёлок. В этом посёлке жил человек высокого роста, но при загадочных обстоятельствах он умер. И после этого люди, которые ходили собирать ягоды на эту возвышенность, видели призрак этого человека. И поэтому эту возвышенность стали называть. Париле тау. З. На границе с посёлком Матак возвышенность называется Мираж. Издавна люди плутали в этих местах, а в холодные зимы путники замерзали.
 Дримонимы Лес наше богатство!
Многие названия лесов происходят от названий посёлков, которые в то время существовали, некоторые названия произошли от названий местных речек, а некоторые названия неизвестны и вовсе.
1. Муравы урманы (лес Муравы), поблизости был посёлок Мурава.
2. Саксар урманы (лес Саксара).
З. Роща урманы (Роща), смешанный лиственный лес.
4. Зур Репни (лес Репни), на этой территории, вероятно, росло много репейника. Сейчас здесь хвойная поляна. Названия полян У татарина, по фамилии Манаков было три сына: Мансур, Абдул, Исхак.
Второй сын Абдул поселился на место села Абдул-завод. Он занимался виноделием. Построил на лесной поляне винокуренный завод. Место сохранило свое название — «Винокуренная поляна». Названия кладбищ Мукшы очы зыяраты (кладбище на конце Мордовской улицы) -местность на северо-востоке от с.Новое Мансуркино. Тубан зыяраты (кладбище на возвышенности). Здесь хоронили жителей села Новое Мансуркино.
Зур зыярат ( Большое кладбище). Это самое большое кладбище. В своей работе мы исследовали найденные нами 37 микротопонимов: 13 годонимов, 10 гидронимов, 5 названий оронимов (2 оврагов и 3-х возвышенностей ) 1 дромоним (название дороги), 4 дримонимов, 1 поляны и З названий кладбищ.
Заключение.
Исследуя топонимы, мы пришли к выводу, что топонимы - это мост между прошлым и настоящим. Как много, оказывается, могут рассказать топонимы о жизни наших предков. Топонимика позволяет создавать рисунок прошлого.
Происхождение некоторых топонимов прозрачно. Но далеко не всегда можно сразу сказать: откуда взялось имя и почему его дали месту? История возникновения некоторых топонимов хранит тайну (Шланнык).
Топонимы в основном по происхождению можно разделить на две группы.
Первая построена на человеческих именах, иногда личных, иногда родовых, фамильных. Их всего 6. Процент отыменных названий получается 32 %
Вторую группу составляют те, внутрь которых человек как бы закладывает сжатое, иногда очень яркое описание признаков того места, которое он называет. Таких топонимов 31 ,что составляет б8% от общего числа топонимов.
Нельзя допустить, чтобы пропали эти названия. Поэтому надо сохранить топонимы, так как они содержат в себе сведения о жизни наших предков. «Сохранить топонимы не только важно, но и нужно. Ведь многие объекты сельской местности и их названия исчезают, а это значит, что исчезает наша история, наши корни, опустошается наша память» - пишет Г.П.Смолицкая в книге «Занимательная топонимика».[12,127]Чтобы сохранить топонимы, надо сначала их исследовать, что мы и попытались сделать в этой работе.
Список использованных источников:
 1. Гладышева Г. «Мечта в пожарах не сгорела»//Похвистневский вестник»1996-23май.
2. Гусева Ю.Н. Ислам в Самарской области.- М.: Логос,2007
3. Жучкевич В. А., Общая топонимика, 2 изд., Минск, 1968;
4. Из истории сёл «Ендураевские записки»1987.
5. Исхаков Дамир. Татарская нация: история и современное развитие. http://kitap.net.ru/isxakov.php
http://www.tatar-history.narod.ru/library.htm
6. Мурзаев Э. М.Словарь народных географических терминов. М., 1984
7. Народы России. Большая энциклопедия России. Мультимедийное пособие.
8. Никонов В. А., Введение в топонимику, М., 1965;
9. Поспелов Е. М., Топонимика и картография, М., 1971;
10. Похвистневский район. Время и люди.-Похвистнево,2004. 11. Самарская область. Учебное пособие. Самара: Самарский дом печати,2001. 12. Смолицкая Г.П. Занимательная топонимика: Кн. для учащихся ст. классов.- М.:Просвещение,1990. 13. Хасьянов А.Г. Гатин Г.Ю.Задачник по истории татарского народа.-Самара 2001
 
Приветствую Вас Гость